Несмотря на#nbsp;современное представление о#nbsp;Пушкине как об#nbsp;«альфе и#nbsp;омеге» русской классической литературы, памятники поэту стали появляться сравнительно поздно и#nbsp;окончательно стали обязательным элементом городского пейзажа только в#nbsp;советское время. Первый памятник классику создан был в#nbsp;1880 году Александром Опекушиным и#nbsp;установлен на#nbsp;Тверском бульваре. На#nbsp;открытии этого памятника Федор Достоевский произнес программную речь о#nbsp;значении Пушкина для русской культуры#nbsp;— и#nbsp;это немало способствовало превращению своенравного при жизни поэта в#nbsp;общепризнанного классика. Спустя четыре года свой Пушкин появился и#nbsp;в#nbsp;Петербурге на#nbsp;одноименной улице, автором также был Опекушин. Однако этот монумент, несоразмерный окружающей застройке, мало кому понравился#nbsp;— например, Александр Куприн называл его «самым мещанским, пошлым, жалким, худосочным».
В#nbsp;1937 году, когда по#nbsp;случаю столетия со#nbsp;дня роковой дуэли в#nbsp;Ленинграде прошла волна переименований, новый монумент планировали установить на#nbsp;Биржевой площади, названной к#nbsp;этому моменту Пушкинской. Но#nbsp;достойного памятника горожанам пришлось ждать еще двадцать лет. Скульптора Михаила Аникушин учел рекомендацию пушкиниста Юрия Тынянова: «Нельзя изображать Пушкина неподвижным и#nbsp;застывшим… Движение#nbsp;— вот неотъемлемая черта творчества и#nbsp;характера Пушкина». Перед установкой монумента был реконструирован и#nbsp;сам сквер площади Искусств#nbsp;— его центральная аллея была расчищена от#nbsp;деревьев, что открыло перспективу с#nbsp;Невского проспекта к#nbsp;Михайловскому дворцу, как и#nbsp;задумывал Карло Росси.