Серия 1

Картина «С квартиры на квартиру»

Автор: В. М. Васнецов, 1874 год
Музей: Третьяковская галерея
Каждый знает гениальных фольклорных персонажей, созданных художником Виктором Васнецовым: безутешную Аленушку, Ивана-царевича на Сером волке и задумчивых «Богатырей». Начиная с 1880-х Васнецов становится одним из самых ярких представителей «русского стиля», который расцвел в эпоху Александра III в живописи, в моде и в архитектуре (достаточно вспомнить хотя бы храм Спаса на Крови). Самого Васнецова в этот период начинают называть «истинным богатырем русской живописи». Однако начинал он свой путь как художник-реалист, испытавший заметное влияние передвижников, и это хорошо видно на примере картины 1876 года «С квартиры на квартиру», которую Васнецов написал через год после окончания Академии художеств.
Сделать большую работу на основе карандашного наброска молодому Васнецову посоветовал гуру реалистического направления Иван Крамской, он рекомендовал изменить фон и избавиться от лишних деталей.
В результате появилась жанровая картина, рассказывающая о горестях «маленьких людей», скромных обитателей императорской столицы. Влиятельный критик Василий Стасов писал:
Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая! Два узелка да кофейник — вот все их имущество; истасканный печальный салопишко, потертое до нитки пальтишко, платочек на голове у одной, поднятая вверх ушами шапка на голове у другого — вот весь их гардероб
Действие на картине происходит, скорее всего, на правом берегу Невы, на Петербургской стороне, которая считалась тогда районом бедным и неаристократическим, петербургским Замоскворечьем. Современникам сюжет был близок и понятен, так как практически все столичные жители, не имевшие собственного жилья, вынуждены были часто менять квартиры из-за жилищного кризиса, вызванного ростом населения и жадностью домовладельцев, повышавших арендную плату каждый сезон. Петербург на картине представлен как город мрачный, холодный, пустынный. В центре композиции — Петропавловский собор, символ империи, и крепость «русская Бастилия» — символ несвободы.
Узнать больше