Серия 1

Картина «С квартиры на квартиру»

Автор: В. М. Васнецов, 1874 год
Музей: Третьяковская галерея
Каждый знает гениальных фольклорных персонажей, созданных художником Виктором Васнецовым: безутешную Аленушку, Ивана-царевича на#nbsp;Сером волке и#nbsp;задумчивых «Богатырей». Начиная с#nbsp;1880-х Васнецов становится одним из#nbsp;самых ярких представителей «русского стиля», который расцвел в#nbsp;эпоху Александра III в#nbsp;живописи, в#nbsp;моде и#nbsp;в#nbsp;архитектуре (достаточно вспомнить хотя#nbsp;бы храм Спаса на#nbsp;Крови). Самого Васнецова в#nbsp;этот период начинают называть «истинным богатырем русской живописи». Однако начинал он#nbsp;свой путь как художник-реалист, испытавший заметное влияние передвижников, и#nbsp;это хорошо видно на#nbsp;примере картины 1876 года «С#nbsp;квартиры на#nbsp;квартиру», которую Васнецов написал через год после окончания Академии художеств.
Сделать большую работу на#nbsp;основе карандашного наброска молодому Васнецову посоветовал гуру реалистического направления Иван Крамской, он#nbsp;рекомендовал изменить фон и#nbsp;избавиться от#nbsp;лишних деталей.
В#nbsp;результате появилась жанровая картина, рассказывающая о#nbsp;горестях «маленьких людей», скромных обитателей императорской столицы. Влиятельный критик Василий Стасов писал:
Что за#nbsp;бедные люди, что за#nbsp;печальная природа человеческая! Два узелка да#nbsp;кофейник#nbsp;— вот все их#nbsp;имущество; истасканный печальный салопишко, потертое до#nbsp;нитки пальтишко, платочек на#nbsp;голове у#nbsp;одной, поднятая вверх ушами шапка на#nbsp;голове у#nbsp;другого#nbsp;— вот весь их#nbsp;гардероб
Действие на#nbsp;картине происходит, скорее всего, на#nbsp;правом берегу Невы, на#nbsp;Петербургской стороне, которая считалась тогда районом бедным и#nbsp;неаристократическим, петербургским Замоскворечьем. Современникам сюжет был близок и#nbsp;понятен, так как практически все столичные жители, не#nbsp;имевшие собственного жилья, вынуждены были часто менять квартиры из-за жилищного кризиса, вызванного ростом населения и#nbsp;жадностью домовладельцев, повышавших арендную плату каждый сезон. Петербург на#nbsp;картине представлен как город мрачный, холодный, пустынный. В#nbsp;центре композиции#nbsp;— Петропавловский собор, символ империи, и#nbsp;крепость «русская Бастилия»#nbsp;— символ несвободы.
2024-03-25 10:45 Узнать больше