Автор: В. Г. Перов, 1871 год
Музей: Третьяковская галерея
Музей: Третьяковская галерея
Достоевский писал об этой работе Василия Перова:
«Один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть!»
Писатель считал, что Перову, мастеру жанровых сцен, удалось схватить в этой живой работе важную сторону национального характера, которая не полностью понятна была бы иностранцам. Действительно, на полотне 1871 художник изобразил не просто соотечественников, а своих близких знакомых.
Моделями ему служили полицейский врач Дмитрий Кувшинников, молодой дворянин Николай Нагорнов и художник-любитель Василий Бессонов. С другой стороны, и в европейской живописи такие сценки имели почтенную традицию: зрители понимали, что картину следует рассматривать долго и внимательно, чтобы разгадать загадки и скрытые смыслы.
Заядлый охотник Перов явно подтрунивает над своими персонажами, для которых выезд на охоту — только предлог для пикника на природе. На картине соединены предметы, которые относятся к разным видам охоты: рожок нужен для псовой травли зверя, но он не сочетается с ружьем. Кроме того, вряд ли охотники могли подбить и зайца, которого «гоняли» в полях, и птицу, за которой обычно шли на болота или в лес. Раскрытое и брошенное на землю ружье, сапоги на каблуках, новенький тулуп одного из охотников — все это говорит о неопытности или небрежности участников выезда на природу. Именно поэтому центральный персонаж картины — крестьянин, который слушает с усмешкой недоверия рассказ барина.