Автор: К. П. Брюллов, 1842 год
Музей: Государственный Русский музей
Графиня Юлия Самойлова, та самая о которой Пушкин писал: «Ей нет соперниц, нет подруг, красавиц наших бледный круг в её сиянье исчезает», была не только яркой звездой на светском небосклоне, но и богатейшей наследницей. Ей достались несметные богатства бабушки, происходившей из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I, а также приемного дедушки, дипломата и любителя приключений графа Джулио Литта. Литта души не чаял во внучке жены, а Юлия внешностью и темпераментом настолько походила на итальянку, что поговаривали, будто Литта ей на самом деле не приемный дед, а отец.
Эксцентричная графиня пленяла красотой, веселым нравом и несколько скандальной свободой поведения. С первым мужем, Николаем Самойловым, она рассталась через год после свадьбы и не скрывала своих любовных связей. В результате страсть к южному климату и музыке пересилила интерес к придворной светской жизни, Самойлова вышла вторым браком за итальянского певца и навсегда покинула Россию.
Нежная и многолетняя дружба связывала Самойлову с Карлом Брюлловым, который отразил средиземноморский типаж красавицы во многих своих работах.
В «Последнем дне Помпеи» ее черты угадываются сразу в нескольких женских персонажах. На парадном портрете, ныне хранящемся в коллекции Русского музея, Самойлова изображена с приемной дочерью Амацилией Пачини: дело в том, что графиня покровительствовала не только талантливому русскому художнику, но и итальянскому композитору Джованни Пачини, дочерей которого взяла под свое крыло, когда они остались без матери.