Автор: П. А. Федотов, 1848 год
Музей: Третьяковская галерея
В картине Павла Федотова 1848 года, которая принесла ему моментальную известность, выражена одна из самых важных тем русской жизни XIX и начала века: дворянское сословие вступает в брачные отношения с купеческим. У одних — в данном случае, у бравого майора, — за душой осталась только родословная, а других — нажитые трудом капиталы, самоуважение и традиции, которые хочется закрепить, получив выход в аристократические круги.
В зависимости от трактовки этот сюжет мог быть и трагическим, как у Чехова, и забавным, как у Гоголя и Островского, и именно по второму пути пошел в своей работе Федотов. «Сватовство майора» действительно напоминает театральную мизансцену, в которой зритель может додумать реплики каждого из героев. Собственно, Федотов сам написал к картине стихотворный комментарий, своего рода балаганную пьеску под названием «Рацея», которую и зачитал на Академической выставке в Академии художеств. О майоре он пишет так:
«И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, —
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек доберусь!»
Картина произвела фурор, сопоставимый с «Последним днем Помпеи». Наряду с психологической наблюдательностью художника зрители были поражены его блестящим знанием живописной техники и работ старых мастеров, особенно «малых голландцев», от которых он явно перенял умение передавать фактуру различных материалов — тканей, хрусталя, кожи.
За это полотно Федотов, который начал путь профессионального живописца поздно, отслужив сначала десять лет в гвардейском полку, сразу же получил звание академика живописи. В Русском музее хранится авторский вариант этой картины, известный также как «Смотрины в купеческом доме».